19 июля 2018 года утверждена новая редакция Постановления Правительства РФ № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания». Документ конкретизирует требования к применению нормативов расходов учреждений с детализацией до натуральных показателей, что является одним из наиболее действенных инструментов оптимизации затрат. Однако этот инструмент органы власти практически не применяют. Большинство нормативов утверждаются федеральными ведомствами в рублевом эквиваленте, и понять, какие материальные, технические и кадровые ресурсы и в каком объеме в них заложены, невозможно.
В соответствии с новой редакцией постановления нормативы прямых затрат на оказание услуг должны формироваться исключительно на основе стандартов, а нормативы общехозяйственных расходов — на основе стандартов или методов расчета. В документе содержится несколько отступлений от данного требования, но в целом новые условия вступают в противоречие с положениями приказов федеральных органов власти об утверждении общих требований к расчету нормативных затрат, которые допускают применение расчетных методов в том числе и при определении прямых нормативных затрат.
Проблема с практической реализацией нового подхода в том, что отраслевые стандарты материально-технического и кадрового обеспечения оказания услуг, содержащие натуральные нормы, отсутствуют у большинства органов власти. Если же они и разработаны, то охватывают далеко не все компоненты, необходимые для расчета нормативных затрат.
Если взять основные отрасли социальной сферы, то наиболее широко стандарты применяются в спорте.
Стандарт спортивной подготовки по виду спорта содержит нормы кадрового и материально-технического обеспечения, выраженные в натуральной форме и используемые при определении величины базового норматива затрат на оказание соответствующей услуги. В здравоохранении в отношении услуг, оказываемых не только за счет средств ОМС, а также за счет федерального (регионального) бюджета, разработаны порядки оказания медицинской помощи, которые содержат натуральные нормы кадрового и материально-технического обеспечения для расчета базовых нормативов затрат.
В образовании применяются федеральные образовательные стандарты, в которых приведены требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы, но в них отсутствуют нормы, выраженные в натуральной форме. В сфере культуры стандарты не утверждены. В сфере социального обслуживания населения понятие стандарта социальной услуги введено Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», предусматривающим, что стандарты разрабатываются на уровне субъектов Российской Федерации. Как показывает практика, эти документы представляют собой простые таблицы с параметрами оказания услуг и не в полной мере применимы для расчета нормативов затрат.
Требования Постановления Правительства РФ № 640 ужесточены в первую очередь в отношении работ. Раньше, если нормы были установлены стандартом — они использовались, если стандарт норм не предполагал — не применялись. Этот вопрос оставался в компетенции самого органа власти. После утверждения новой редакции постановления расчет нормативных затрат на выполнение работ с применением показателей материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для выполнения работы, по видам затрат исходя из нормативов их потребления стал обязательным.
В частности, предусмотрены такие методы расчета норматива, как метод эффективного учреждения и медианный. Первый предполагает усреднение показателей деятельности наиболее эффективного учреждения подведомственной сети (характеризующегося минимальным объемом затрат на выполнение работы) за несколько лет. Это достаточно жесткое нормирование: для отстающих от лидера учреждений норматив будет труднодостижимым. Медианный метод обеспечивает более мягкое регулирование: за норму принимается средняя величина показателя по сети.
Прежде всего необходимо четко определить границы смежных услуг, так как в перечнях услуг их названия приводятся с разной глубиной детализации по процессам, блокам, подвидам деятельности и расходам. В результате у учреждений содержание одной и той же услуги может сильно различаться. Следует устранить разночтения и обеспечить нормирование в масштабе подведомственной сети по единым принципам.
Затем проводится анализ достаточности информации для расчета нормативов на оказание услуг, выполнение работ. Как уже было сказано, стандартов мало и они не всегда содержат исчерпывающую информацию для определения нормативов, поэтому применяются методы — медианный или эффективного учреждения. Основные сложности на этом этапе: управленческий учет расходов ресурсов за прошлые периоды не велся в разрезе работ и услуг, поэтому отсутствует необходимый массив управленческих данных; либо менялись перечни услуг, и аналитические данные за разные периоды несопоставимы. Следовательно, требуется собрать информацию за предыдущие периоды в необходимых разрезах. С этой целью нередко составляют анкету для запроса данных у подведомственных учреждений. Мы не рекомендуем этого делать из-за низкого качества предоставляемой информации.
Более корректное решение — централизованно распределять нормы-показатели по единой расчетной формуле и запрашивать у учреждений только данные, пусть укрупненные, которые можно подтвердить статистической, управленческой или бухгалтерской отчетностью. Следующие этапы — определение нормативов в натуральном виде, балансировка и оптимизация нормативов в финансовой оценке.
Следует подчеркнуть, что нормативы в натуральном виде обязательно подлежат финансовой оценке. После этого они закладываются в финансовую модель. Если модель не работает, меняют не финансовый норматив, а натуральные параметры той или иной услуги. Связано это с тем, что основное условие нормирования затрат — величина нормативных затрат не должна превышать лимитов, которые доводятся до учреждений. Норматив, не обеспеченный финансово, требуется оптимизировать, сбалансировать с точки зрения бюджетных лимитов. Эта работа проводится ежегодно. И каждый год финансовые возможности ужесточаются, поэтому нормативы нуждаются в корректировке.
Таким образом, в условиях бюджетных ограничений норматив — величина зависимая, а не константа. Причем при расчете и балансировке нормативов необходимо учитывать возможности не конкретного учреждения, а всей подведомственной сети. Если норматив не дает обеспечения сетевых показателей по финансированию или объему услуг, значит, он неприменим.
Основной посыл: оптимизировать нужно аккуратно. Есть нормы, которые в принципе нельзя занижать. Например, если они установлены стандартом, определяющим минимальную обеспеченность ресурсами услуги или работы, или при условии, что уменьшение норматива приведет к снижению качества услуги или работы.
При утверждении нормативов, рассчитанных эффективным методом, у учреждений, отстающих от образцового, нередко возникает шок: они недотягивают до целевого уровня по объему или расходам, в результате их финансирование сокращается. Следовательно, может пострадать материально-техническая база, кадровый состав. Для смягчения эффекта в данном случае используют поправочные коэффициенты, которые, однако, при широком применении могут свести на нет результат нормирования. Применение коэффициентов допустимо для обеспечения плавности перехода подведомственной сети на нормативы. Параллельно необходимо применять меры к тому, чтобы учреждения либо ежегодно оказывали больший объем услуг, либо уменьшали свои затраты, не влияющие напрямую на качество услуг, в частности общехозяйственные расходы, связанные с выполнением административно-управленческих функций.
Ошибки при построении системы нормирования затрат чаще всего связаны с отсутствием плана перехода к нормированию затрат. Сейчас потребность ведомств в инструментах нормирования носит сезонный и циклический характер. Органы власти ежегодно в период с июня по сентябрь приступают к работе по организации нормирования затрат с применением натуральных показателей, не доводят ее до конца, поскольку за один год такой объем задач не решить, на следующий год начинают с чистого листа и завершают с тем же успехом. Отсюда главная рекомендация: не пытаться за два месяца произвести расчет нормативов по всем услугам и работам в масштабе всей подведомственной сети. Эту работу лучше разбить на несколько этапов продолжительностью в несколько лет и получить гарантированный результат.
Начать следует с малого: реализовать пилотный проект, на котором отработать и закрепить методику расчета нормативов. Пошаговая рекомендация следующая: необходимо выбрать три максимально близких подведомственных учреждения (например, по количеству персонала, перечню и объему оказываемых услуг), выбрать одну общую оказываемую услугу, разработать форму расчета или взять готовую форму в разделе «Пример расчета норматива» на сайте minfin.ru и адаптировать ее с учетом особенностей деятельности. Далее следует организовать процесс заполнения форм подведомственными учреждениями. Можно натуральные показатели выделить в группы (мебель, оборудование) или ограничиться статьями затрат (оплата труда, материальные запасы). Главное в текущем периоде — зафиксировать результат расчета, пусть не полный или укрупненный, а в следующем периоде продолжить расчет или детализировать ранее полученные показатели.
Расчет нормативных затрат — один из самых сложных и трудоемких процессов в бюджетном планировании, при этом у подавляющего большинства органов власти эти расчеты не автоматизированы и ведутся в разрозненных файлах Excel, то есть практически вручную. Отметим, что сложность параметрической модели нормирования затрат с применением натуральных показателей в разрезе материальных, технических и трудовых ресурсов по нескольким услугам сети учреждений очень высокая. Без применения информационной системы сложно или даже невозможно оперативно решить все методические, организационные и технологические задачи, стоящие перед федеральными (региональными или муниципальными) органами власти в области нормирования затрат.
К автоматизации нормирования затрат нужно подходить комплексно. В этом случае в рамках проекта осуществляется:
Нормирование затрат призвано стать рычагом повышения эффективности, обеспечить сопоставимость и прозрачность расчетов в бюджетировании. Но если расчет нормативных затрат на практике не будет автоматизирован, то трудозатраты, сопровождающие процесс, превысят потенциальную пользу от применения этого инструмента.
Внедрение информационных систем в ряде ведомств (Федеральное агентство научных организаций, Росстандарт, Россельхознадзор) уже доказало свою эффективность. Например, в Россельхознадзоре автоматизация обеспечила оперативность в расчетах, прозрачность обоснования нормативных затрат. Кроме того, там с помощью системы осуществляется контроль за расходованием средств федерального бюджета, выделенных учреждениям на выполнение работ в рамках государственных заданий.
Ознакомьтесь с актуальными нормативными правовыми актами, на основании которых производится нормирование затрат:
Источник: (Министерство финансов Российской Федерации)
г. МОСКВА, 1 ЯНВАРЯ 2018 г.
1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) относится к интернет-сайту ООО «Парус - Национальные Реформы», расположенному по адресу www.p-nr.ru, и ко всем соответствующим сайтам, связанным с сайтом p-nr.ru.
1.2. Интернет-сайт «p-nr.ru» (далее – Сайт) является собственностью ООО «Парус - Национальные Реформы»
1.3. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Администрацией сайта ООО «Парус - Национальные Реформы» (далее – Администрация сайта) и Пользователем данного Сайта.
1.4. Администрация сайта оставляет за собой право в любое время изменять, добавлять или удалять пункты настоящего Соглашения без уведомления Пользователя.
1.5. Продолжение использования Сайта Пользователем означает принятие Соглашения и изменений, внесенных в настоящее Соглашение.
1.6. Пользователь несет персональную ответственность за проверку настоящего Соглашения на наличие изменений в нем.
2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:
2.1.1 ООО «Парус - Национальные Реформы» – Интернет-сайт, расположенный на доменном имени p-nr.ru, осуществляющий свою деятельность посредством Интернет-ресурса и сопутствующих ему сервисов.
2.1.2. Интернет-сайт – сайт, содержащий информацию о Товарах, Услугах, Продавце, позволяющий осуществить выбор, заказ и (или) приобретение Товара.
2.1.3. Администрация сайта Интернет-сайта – уполномоченные сотрудники на управления Сайтом, действующие от имени ООО «Парус - Национальные Реформы».
2.1.4. Пользователь сайта Интернет-сайта (далее ‑ Пользователь) – лицо, имеющее доступ к Сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.
2.1.5. Содержание сайта Интернет-сайта (далее – Содержание) - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая тексты литературных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, музыкальные произведения с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, названия товарных знаков, логотипы, программы для ЭВМ, базы данных, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Интернет-сайта.
3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Интернет-сайта доступа к содержащимся на Сайте Товарам и оказываемым услугам.
3.1.1. Интернет-сайт предоставляет Пользователю следующие виды услуг (сервисов):
• доступ к электронному контенту на платной основе, с правом приобретения (скачивания), просмотра контента;
• доступ к средствам поиска и навигации Интернет-сайта;
• предоставление Пользователю возможности размещения сообщений, комментариев, рецензий Пользователей, выставления оценок контенту Интернет-сайта;
• доступ к информации о Товаре и к информации о приобретении Товара на платной основе;
• иные виды услуг (сервисов), реализуемые на страницах Интернет-сайта.
3.1.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент услуги (сервисы) Интернет-сайта, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные услуги (сервисы) Интернет-сайта.
3.2. Доступ к Интернет-сайту предоставляется на бесплатной основе.
3.3. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.
3.4. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации
4.1. Администрация сайта вправе:
4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.
4.1.2. Ограничить доступ к Сайту в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения.
4.1.3. Изменять размер оплаты, взимаемый за предоставление доступа к использованию сайта Интернет-сайта. Изменение стоимости не будет распространяться на Пользователей, имеющих регистрацию к моменту изменения размера оплаты, за исключением случаев, особо оговоренных Администрацией сайта Интернет-сайта.
4.2. Пользователь вправе:
4.2.1. Получить доступ к использованию Сайта после соблюдения требований о регистрациии оплате.
4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте услугами, а также приобретать любые Товары, предлагаемые на Сайте.
4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к услугам Интернет-сайта по реквизитам, которые находятся в разделе Сайта «obr-med.ru».
4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.
4.3. Пользователь Сайта обязуется:
4.3.1. Предоставлять по запросу Администрации сайта дополнительную информацию, которая имеет непосредственное отношение к предоставляемым услугам данного Сайта.
4.3.2. Соблюдать имущественные и неимущественные права авторов и иных правообладателей при использовании Сайта.
4.3.3. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.
4.3.4. Не распространять с использованием Сайта любую конфиденциальную и охраняемую законодательством Российской Федерации информацию о физических либо юридических лицах.
4.3.5. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.
4.3.6. Не использовать Сайт для распространения информации рекламного характера, иначе как с согласия Администрации сайта.
4.3.7. Не использовать сервисы сайта Интернет-сайта с целью:
4.3.7. 1. загрузки контента, который является незаконным, нарушает любые права третьих лиц; пропагандирует насилие, жестокость, ненависть и (или) дискриминацию по расовому, национальному, половому, религиозному, социальному признакам; содержит недостоверные сведения и (или) оскорбления в адрес конкретных лиц, организаций, органов власти.
4.3.7. 2. побуждения к совершению противоправных действий, а также содействия лицам, действия которых направлены на нарушение ограничений и запретов, действующих на территории Российской Федерации.
4.3.7. 3. нарушения прав несовершеннолетних лиц и (или) причинение им вреда в любой форме.
4.3.7. 4. ущемления прав меньшинств.
4.3.7. 5. представления себя за другого человека или представителя организации и (или) сообщества без достаточных на то прав, в том числе за сотрудников данного Интернет-сайта.
4.3.7. 6. введения в заблуждение относительно свойств и характеристик какого-либо Товара из каталога Интернет-сайта, размещенного на Сайте.
4.3.7. 7. некорректного сравнения Товара, а также формирования негативного отношения к лицам, (не) пользующимся определенными Товарами, или осуждения таких лиц.
4.4. Пользователю запрещается:
4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта данного Интернет-сайта;
4.4.2. Нарушать надлежащее функционирование Сайта;
4.4.3. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;
4.4.4. Несанкционированный доступ к функциям Сайта, любым другим системам или сетям, относящимся к данному Сайту, а также к любым услугам, предлагаемым на Сайте;
4.4.4. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту.
4.4.5. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.
4.4.6. Использовать Сайт и его Содержание в любых целях, запрещенных законодательством Российской Федерации, а также подстрекать к любой незаконной деятельности или другой деятельности, нарушающей права Интернет-сайта или других лиц.
5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Администрацией сайта.
5.2. Содержание Сайта не может быть скопировано, опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без предварительного письменного согласия Администрации сайта.
5.3. Содержание Сайта защищено авторским правом, законодательством о товарных знаках, а также другими правами, связанными с интеллектуальной собственностью, и законодательством о недобросовестной конкуренции.
5.4. Приобретение Товара, предлагаемого на Сайте, может потребовать создания учётной записи Пользователя.
5.5. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.
5.6. Пользователь должен незамедлительно уведомить Администрацию сайта о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.
5.7. Администрация сайта обладает правом в одностороннем порядке аннулировать учетную запись Пользователя, если она не использовалась более 12 календарных месяцев подряд без уведомления Пользователя.
5.7. Настоящее Соглашение распространяет свое действия на все дополнительные положения и условия о покупке Товара и оказанию услуг, предоставляемых на Сайте.
5.8. Информация, размещаемая на Сайте не должна истолковываться как изменение настоящего Соглашения.
5.9. Администрация сайта имеет право в любое время без уведомления Пользователя вносить изменения в перечень Товаров и услуг, предлагаемых на Сайте, и (или) в цены, применимые к таким Товарам по их реализации и (или) оказываемым услугам Интернет-сайтом.
5.10. Документы, указанные в пунктах 5.10.1 - 5.10.4 настоящего Соглашения регулируют в соответствующей части и распространяют свое действие на использование Пользователем Сайта. В настоящее Соглашение включены следующие документы:
5.10.1. Политика конфиденциальности;
5.10.2. Договор купли-продажи товаров дистанционным способом;
5.10.3. Заявка на оформление заказа;
5.10.4. Предложения и замечания.
5.11. Любой из документов, перечисленных в пункте 5.10. настоящего Соглашения может подлежать обновлению. Изменения вступают в силу с момента их опубликования на Сайте.
6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Администрацией сайта не возмещаются.
6.2. Администрация сайта не несет ответственности за:
6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.
6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.
6.2.3. Надлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.
7.1. Администрация сайта вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта.
7.2. Администрация сайта имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которую посчитает необходимой для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности ООО «Парус - Национальные Реформы», Пользователей.
7.3. Администрация сайта имеет право раскрыть информацию о Пользователе, если действующее законодательство Российской Федерации требует или разрешает такое раскрытие.
7.4. Администрация сайта вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.
7.5. Администрация сайта не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.
8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).
8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.
8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.
8.4. Любой иск в отношении условий использования Сайта должен быть предъявлен в течение 14 дней после возникновения оснований для иска, за исключением защиты авторских прав на охраняемые в соответствии с законодательством материалы Сайта. При нарушении условий данного пункта любой иск или основания для иска погашаются исковой давностью.
9.1. Администрация сайта не принимает встречные предложения от Пользователя относительно изменений настоящего Пользовательского соглашения.
9.2. Отзывы Пользователя, размещенные на Сайте, не являются конфиденциальной информацией и могут быть использованы Администрацией сайта без ограничений.
Обновлено 19 октября 2018 г.